Архивы за Июль 1st, 2025
На чудаковатые автобусы МАЗ «для бедных» впервые нашелся покупатель
Помните, как в 2016 году Минский автозавод представил необычный сверхдешевый автобус МАЗ-131020, разработанный специально для бедных стран Африки? Оказывается, в конце 2021-го эту машину запустили в производство под уже полученный первый заказ — 22 таких автобуса приобрела Республика Того, крошечная страна на западе Африки, входящая в список самых бедных в мире. Как пишет auto.onliner.by, стоимость контракта — $2,276 млн, в пересчете на один автобус — $100 тысяч, правда, помимо собственно машин белорусы отгрузили своим заказчикам контейнеры запчастей и расходных материалов на многие годы вперед.
Производство «африканских автобусов» МАЗ передал своему партнеру — компании «ЭТОН», поэтому она присвоила им собственную марку SUB-131, под этим же названием машины поставили в Того.
SUB-131 построен на базе среднетоннажного грузовика семейства МАЗ-5336, поэтому у него переднемоторная компоновка. Конструкция кузова автобуса сделана нарочито упрощенной и удешевленной; в салоне — 43 посадочных места, то есть это средний класс. На крыше машины смонтирован огромный багажник, в котором можно перевозить не только грузы, но и «сверхлимитных» пассажиров. Все стекла автобуса, включая лобовые, плоские — это упрощает их замену в условиях отсутствия фирменного сервиса. Передняя светотехника SUB-131 унифицирована с советскими грузовиками и бронетехникой.
В движение машину приводит турбодизель ЯМЗ-236 мощностью 250 л.с. Коробка передач — 9-ступенчатая механическая Fast Gear.
JAC S7 снят с продаж, JS4 и JS6 будут в ноябре, пикап T8 — в 2023 году. И еще — реальные продажи в РФ
Поскольку российское представительство JAC не передает данных в Ассоциацию европейского бизнеса в РФ, будем ориентироваться на цифры постановок на учет в ГИБДД. Они куда реальнее — о чем наш ближайший обзор по рынку за первые три квартала.
Для начала отметим, что в 2022 году среднеразмерный кроссовер S7, который запустили в Россию только в марте 2021-го, уже успел покинуть наш рынок, хотя модель до сих пор представлена на российском потребительском сайте JAC! Факт вывода модели нам подтвердили в российском представительстве бренда: в 2022-м с января по август было реализовано только… 12 машин, и все как одна — 2021 года выпуска. Проще говоря, в нынешнем году этот кроссовер представительство просто не заказывало. Вполне может быть, всему виной невыразительные продажи в 2021-м: с марта по декабрь дилеры продали только 256 экземпляров.
Такая же история с электромобилем iEV7S, который мы протестировали еще два года назад. Дело в том, что на этот образец производства казахстанского завода «Сарыаркаавтопром» в августе 2020-го было выдано Одобрение типа транспортного средства на малую партию в 150 единиц и вся эта партия уже выбрана: какие-то машины остались в Казахстане, что-то перепало и российскому рынку. А именно: за остаток 2020-го были реализованы три машины, в 2021-м — уже 43, притом что три купили частники, а остальные — юридические лица, и вот в этом году оставшиеся от партии 20 образцов приобрели «юрики». Вместо iEV7S на рынке ожидается другая «электричка» — E10X. В продажу она поступит в 2023-м — аккурат после зимних испытаний в декабре-январе. Для этих целей только в этом году в марте и апреле завезли две машины.
Опять же, остался за бортом российского рынка кроссовер S5 — последние партии из Казахстана пришли в прошлом году. Продолжает продаваться и удерживать приличную долю на рынке пикап Т6. Интересно, что с запуском продвинутого грузовичка Т8 — более приспособленного к движению на бездорожье, чем Т6 (к примеру, глушитель у него поднят выше, «в раму»), — прежняя модель не уйдет с рынка. В период с января по сентябрь 2022 года дилеры JAC реализовали 485 образцов Т6. Для сравнения: Toyota Hilux разошлась тиражом 1111 штук, Mitsubishi L200 — 832, Great Wall Poer — 469, Great Wall Wingle — 210, Dongfeng Rich 6 поступил на рынок только в сентябре и нашел 20 покупателей. Добавим, что сейчас Т8 проходит сертификацию.
Относительно уверенно себя чувствует среднеразмерный лифтбек J7, который побывал у нас на тесте в январе прошлого года. С начала года автомобиль нашел 163 покупателя, 31 из которых — юридические лица. Кстати, в ближайшее время доля «юриков» в структуре продаж J7 несколько возрастет, ибо J7 пополнит парк нескольких подписантов «Яндекс-такси», а именно — придет на смену Toyota Camry и другим машинам, которые числятся в сегменте Comfort+. Завершая тему продаж JAC, отметим, что всего в первые три квартала 2022 года бренд реализовал в нашей стране 883 автомобиля.
Теперь — к двум ключевым и давно анонсированным новинкам JAC в России: JS4 и JS6. Мы запросили по ним в представительстве свежие данные. Оказалось, что обе ожидаются на рынке в этом году и не исключено, что уже в ноябре. Напомним, что на JS4 первое ОТТС было получено еще в декабре 2021-го. Он будет выступать в субкомпактном классе (колесная база — 2610 мм) вместе с S3. Для него предусмотрены два мотора: 1,5-литровый турбо и 1,6-литровый «атмосферник». Оба могут работать как с ручной коробкой, так и с вариатором Punch. JS6 с колесной базой 2720 мм получил свой сертификат весной нынешнего года. У него под капотом — 1.5 Turbo, который идет либо с ручной коробкой, либо с «автоматом» в два сцепления.
Вместе с тем в российском представительстве JAC отмечают, что наряду с поставками из Казахстана — с завода «Сарыаркаавтопром» в 2023 году планируют активнее использовать поставки из Китая, для чего на все грядущие модели будут оформлять по два ОТТС. К слову, так последние несколько лет делали и в представительстве Hyundai и многих других.
«Рено Групп ушли из России»: глава завода «Москвич» Пронин обратился к сотрудникам
В распоряжении Дрома оказалось видеообращение Дмитрия Пронина, который до недавнего времени занимал должность руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, а ныне встал у руля завода «Москвич».
В видеоролике Пронин представлен как генеральный директор АО «Московский автомобильный завод “Москвич”», хотя в Едином государственном реестре юридических лиц таких организаций не зарегистрировано. Более того, сервисы по проверке контрагентов пока даже не указывают, что ЗАО «Рено Россия», частью которого (но не отдельным юридическим лицом) и было московское предприятие Renault, находится в стадии реорганизации. Собственно, ничто не мешает правительству Москвы организовать новое юридическое лицо с нуля, «на новом юридическом месте», тем более, если верить нашим источникам, из бывших цехов Renault вывозится все оборудование. Мы направили соответствующие запросы и в пресс-службу ЗАО «Рено Россия», и в Минпромторг РФ и по мере поступления ответов будем знакомить с ними наших читателей.
А пока поделимся подробностями обращения Дмитрия Пронина, которое предварял товарный знак в стиле ретро (товарный знак № 594125), оформленный на ЗАО «Рено Россия». Заявка на него (и на еще два товарных знака «Москвич») была подана «русскими французами» 7 октября 2015 года; права на него истекают 7 октября 2025-го. Впрочем, их можно продлить.
Дабы предоставить нашим читателям самое широкое поле для анализа, мы решили полностью привести текст выступления Пронина, не вырывая из контекста отдельные фразы и по возможности сохранив все особенности речи.
«Уважаемые коллеги, добрый день, меня зовут Дмитрий Пронин. Я — директор Московского автомобильного завода “Москвич”. Сегодня автомобильная отрасль России столкнулась с колоссальным давлением, трудности испытывает каждое предприятие. В такой ситуации надо действовать уверенно и решительно.
Недавно на заводе произошли изменения: “Рено Групп” ушли из России, оставили предприятие, поэтому мэр Москвы Сергей Собянин принял решение перевести его на баланс города и сохранить все рабочие места. Стоять в стороне, смотреть, как закрывается важное для города производство, правительство Москвы не могло.
Завод — историческое место для Москвы, и наша задача — сохранить и развивать производство автомобилей именно на этой площадке. Сегодня эта задача не из легких, но нам с вами при поддержке Москвы и правительства России нужно сделать завод сильным и успешным предприятием.
Я обращаюсь ко всем сотрудникам: вы живете в России, в Москве, вы — профессионалы, вы обладаете колоссальным и уникальным опытом производства автомобилей. И я уверен, мы сможем наладить все процессы и сохранить российскую автомобильную отрасль. Вместе мы справимся с поставленными задачами и будем активно расширять завод и развивать производство».
Обращение типовое, без всякой конкретики, призванное скорее успокоить сотрудников и рабочих. Впрочем, вероятнее всего, Дмитрию Пронину просто нечего больше сказать, ведь официально новая стратегия развития «Москвича» пока еще разрабатывается, да и некоторые посылы в выступлении вызывают недоумение: завод надо сохранить и развивать именно потому, что на этом месте машины выпускали давно. Это совершенно не укладывается в логику бизнес-процессов, если только новыми Москвичами не будут принудительно оснащаться все службы такси (как в Лондоне) и каршеринги. Привлекает внимание и оговорка: «Рено Групп ушли из России». Не «ушла», а «ушли», то есть «помогли уйти»…
На сегодняшний день ясно только, что в Москве не будут выпускать Renault Duster, потому что, со слов директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Дениса Климентьевича Пака, выпуск кроссоверов перенесут на тольяттинскую площадку АВТОВАЗа.
Напомним и слова Сергея Собянина, который в своем личном блоге называл КАМАЗ «основным производственным партнером возрожденного Московского автомобильного завода “Москвич”», намекая тем самым на появление и других производственных партнеров, без которых выпуск машин в Москве действительно не наладить. Именно эти «не основные» производственные партнеры и предоставят московскому заводу «объект производства». Наиболее вероятным партнером называют JAC — на него указывает даже авторитетное агентство Reuters.
Кроме того, в своем блоге мэр Собянин уточнял, что «в 2022 году мы откроем новую страницу в истории “Москвича”». Вряд ли эта фраза должна стать объектом злословий: даже если в цехах бывшего предприятия Renault наладят отверточную сборку китайских машин и на них найдется покупатель, это уже будет хорошо, потому что часть людей, пускай и менее квалифицированная, но все же сохранит работу…